ИНЖИНИРИНГ, МОДЕРНИЗАЦИЯ, ПОСТАВКА ОБОРУДОВАНИЯ, ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ И РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
+7 (495) 780-3429
Россия, 125424, Москва,
Волоколамское шоссе 73, офис 517
RU
EN


«В точку невозврата мы уже не выйдем,» - Наталья Кириллова о развитии и важности инжиниринга

«В точку невозврата мы уже не выйдем,»  - Наталья Кириллова о развитии и важности инжиниринга 09.08.2021

«В точку невозврата мы уже не выйдем,» - Наталья Кириллова о развитии и важности инжиниринга

Наталья Кириллова, член Президиума НП «МЦ Инжиниринга и Инноваций», выступила 6 августа в рамках проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2121», организованного АНО «Университет 20.35»,  АНО «Платформа НТИ» и Минобрнауки России. Главным фокусом выступления стала роль инжиниринга в технологическом развитии как отдельно взятых регионов, так и страны в целом.  В прошлом году объём рынка инжиниринга составил почти 3 трлн. рублей, продолжая тренд роста, начатый в 2017 году. Общая выручка инжиниринговых центров в России так же выросла в 2,3 раза в сравнении с 2017 годом и составила 1673 млрд рублей по данным на 2020 год. Однако несмотря на это российскому инжинирингу есть куда расти – в Германии число инжиниринговых организаций превосходит количество аналогичных организаций в России почти в 7 раз.

Подчеркнув всё это, Наталья Кириллова отметила, что, несмотря на столь относительно малое количество инжиниринговых предприятий, они имеются по всей стране – где-то больше, а где-то меньше. По её словам, данная неравномерность связана, с тем, что инжиниринг развивается во многом на основе наследия СССР, а именно, НИИ, которые и занимались трудоёмким процессом внедрения инноваций в советское время. Однако после распада Советского Союза данная ниша освободилась. Сейчас она заполняется инжиниринговыми компаниями, которые должны увеличить своё количество, перевести его в качество и стать связующим звеном между разработкой инноваций и их внедрением в практику. На данный момент лидерами в данном плане являются Центральный Федеральный Округ и Уральский Федеральный Округ, занимающие вместе около 50% рынка инжиниринговых услуг. К тому же, начатый в 2017 году рост, согласно прогнозам экспертов Минпромторга и Агентства по технологическому развитию будет только продолжаться. «В точку невозврата мы уже не выйдем,» заверила участников интенсива Наталья Кириллова. «Будем наращивать, так как у нас есть государственная поддержка инжиниринга как связки между наукой, производством и инновациями».

Темпы роста  инжиниринга даже превышают темпы роста ВВП.  По статистическим данным инжиниринг в России растет в среднем на 5-6% в год. Вырастет и количество инжиниринговых компаний полного цикла, так как их услуги необходимы для реализации крупных инвестиционных проектов, а также при комплексной модернизации предприятий МСП. В фокусе центров инжиниринга должны стать проекты усиления повышения гибкости производства,  ускоренная разработка новых материалов и продукции, доступные  решениями по автоматизации и цифровизации предприятий, так как на данный момент они все еще являются крайне затратными. Но самым главным фактором роста отечественного инжиниринга, по мнению Натальи Кирилловой и экспертов, станет рост доли именно отечественных инжиниринговых компаний в российском инжиниринге. По словам Натальи Кирилловой, это не только позволит деньгам, уходящим на данный момент к иностранным инжиниринговым компаниям, остаться в стране, но обеспечит и определённое тактическое преимущество. «Если мы будем зависеть целиком от иностранного инжиниринга, то это может даже оказаться опасным,» - добавила она.

Крайне важным фактором в планируемом развитии инжиниринга является Дорожная карта в области инжиниринга и промдизайна, утверждённая Правительством РФ в распоряжении №1546-р  от 11 июня 2020. В карте обозначены как федеральная, так и региональная повестка мер, необходимых для максимального роста инжиниринговой отрасли.  В цели федерального уровня входит создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры МСП, модернизация и развитие экономики  и усиление экспорта, тогда как регионы призывают сфокусироваться на создании лидеров в области инжиниринговых услуг, развитии образовательной инфраструктуры и создании механизмов координации инжиниринговых компаний и поддержки инжиниринговой индустрии. Наталья Кириллова посоветовала регионам думать не только об экспорте продукции, но и об экспорте инжиниринговых услуг, подчеркнув,  что «инжиниринговые компетенции, которыми вы обладаете можно и нужно экспортировать». Она выразила надежду, что новые механизмы поддержки инжиниринга и промышленного дизайна в должны появиться уже в середине следующего 2022 года и будут внедрены в практику в начале 2023 года. Важность экспорта инжиниринговых услуг подчёркивается и тем, что многие из уже существующих центров инжиниринга (ЦИ) работают совместно с экспортными центрами для подготовки и модификации продуктов и услуг. Продукция чаще всего оказываются непригодной к экспорту даже не из-за сертификации, а именно из-за проблем с модификацией – причём, зачастую для разных стран необходимо делать разные модификации.

В число уже существующих ЦИ входят центры на базе вузов, созданные при поддержке Минобрнауки и Минпромторга РФ, а также Региональные Центры Инжиниринга, созданные по программе Министерства Экономического Развития. В компетенции инжиниринговых центров входит разработка, модернизация и развитие продукта, создание и модернизация производства, развитие МСП до уровня приёма крупных заказов и повышение производительности труда. При этом три субъекта, а именно Пермский край, Самарская область и Республика Татарстан НЕ получают деньги из федерального бюджета, а финансируют свои центры инжиниринга из средств регионального бюджета, что подчеркивает их понимание и заинтересованность в развитии собственных инжиниринговых компетенций. В Москве организована программа возмещения затрат на инжиниринг, а ещё 44 субъекта получают поддержку из Федерального Бюджета. Наталья Кириллова призвала слушателей выступления сосредоточить внимание именно на них, отметив при этом, что из этих 44 субъектов достаточный бюджет в 2021 году на региональные центры инжиниринга имеют Липецкая область, Республика Башкортостан, Московская и Челябинская область и Приморский край. «Если вы среди них себя не видите,» - добавила она, подчеркнув этот факт. –«То я считаю, что ваш региональный центр инжиниринга работает не так эффективно как мог бы – он недофинансирован или не создан». В качестве примера она привела Свердловскую область, где несмотря на высокий уровень производственных предприятий, пока не создан региональный центр, который мог бы, как и большая часть ЦИ работать в качестве проектного офиса, взаимодействуя с региональными предприятиями по типу консорциума. Кроме того, именно в ЦИ сосредоточен бюджет, необходимый для софинансирования инжиниринговых услуг для предприятй МСП.  С 2021 года ЦИ оказывают предприятиям  с выручкой менее 400 млн. рублей услуги по повышению производительности труда.  Данная категория предприятий не имеет возможности участвовать в федеральной программе из-за недостаточной выручки, однако, им также необходима поддержка в данном вопросе. Из практических кейсов видно, что из-за более низкого начального уровня производства на данных предприятиях, конечный эффект будет от мероприятий является более ощутимым и заметным.

В завершающей части выступления Наталья Кириллова порекомендовала регионам проанализировать свои возможности в части региональных инжиниринговых компетенций и, в случае наличия соответствующего  потенциала,  разработать региональные карты развития инжиниринга с целью лучшей и большей интеграции в федеральную повестку и дорожную карту.

В качестве примера был приведен Хабаровский край который принял решение разработать региональную карту развития инжиниринга. В Хабаровске также планируется создание инжинирингового хаба,  который станет своего рода «точкой притяжения» для малых инжиниринговых компаний, наладит связи и обеспечит взаимодействие всех заинтересованных участников.  «Наверное,» - сказала Наталья Кириллова в финале выступления. –«Самая главная задача региона – это иметь точку роста своего технологического развития, а также межотраслевого, межрегионального и главное - межведомственного взаимодействия по тем задачам и проектам, которые требуют участия инжиниринга». Такой точкой как раз может стать региональный центр инжиниринга».

Больше о планах по созданию инжинирингового хаба на Дальнем Востоке вы можете почитать здесь.

Презентация к выступлению здесь


Возврат к списку

Вопрос специалисту Оставить заявку Письмо директору Личный кабинет

Текстовый блок

Текстовый блок